Волгоградская обл, Волгоград г, Колпинская ул, 3/5.

Задержка речевого и психоречевого развития: остеопатия и методы лечения

Задержка речевого и психоречевого развития: остеопатия и методы лечения

Задержка речевого и психоречевого развития: остеопатия и методы лечения

Заикание – распространенное явление нарушения развития центральной нервной системы у детей. Это не приговор. При правильном подходе возможно выздоровление. Остеопатия и развитие речи – передовое направление медицины, которое позволяет устранить проблемы, связанные с психической и речевой составляющей. В результате ребенок научится правильно произносить все звуки без дефектов.

Помощь детям при задержке речевого развития (ЗРР) является одним из основных направлений деятельности врачей нашей клиники. Лечение ЗРР это непростая задача, которая из практики нередко требует сочетанной помощи нескольких разных специалистов. В этой статье Вы узнаете:

  • Признаки ЗРР
  • Отличие задержки в развитии речевых навыков от задержки психоэмоционального развития
  • Причины развития этих нарушений
  • Кто из специалистов нужен для помощи ребенку

Если у Вас возникнут вопросы Вы можете задать их через раздел на нашем сайте.

Под задержкой речевого развития обычно понимают отставание ребенка в развитии речевой и связанных с ней сфер по сравнению со сверстниками. Однако не всегда простое сравнение дает полноценную картину, так как темпы формирования навыков общения весьма индивидуальны. Задержка развития речи у ребенка 2 лет диагностируется врачом-неврологом на основании научных данных о стандартном уровне психоэмоционального развития в каждом возрасте.

Однако, заподозрить отставание речевого развития можно и самостоятельно. Особенно если оно сопровождается сложностями в восприятии малышом речи взрослых.

Это касается и задержки психоэмоционального развития, которое так же часто сопровождается задержкой развития речи у детей 2-3 лет.

Виды задержки речевого развития

ЗРР принято разделять на два типа:

  • темповая задержка речевого развития и
  • задержка речевого и психического развития.

Темповая задержка это когда присутствует только нарушение функции воспроизведения речи без отставания в формировании прочих высших психических функций (память, внимание, интеллект и так далее). В быту это означает, что ребенок с темповой задержкой играет в игры, соответствующие его возрасту и со своими сверстниками, понимает назначение предметов обихода, но не произносит слова или плохо понимает словесные просьбы. Такая задержка речи у детей 2-3 лет уже достаточно очевидна и видна родителям.

Задержка психо-речевого развития означает, что ребенок помимо речевого компонента отстает и в других сферах развития. Например, не интересуется игрушками для соответствующего возраста, не приобретает навыки ухода за собой (не приучается к горшку, сам не пытается одеваться), не старается повторять действия взрослых, не учится сложным эмоциям (не стесняется, ведет себя независимо от обстановки).

Причины развития задержки речи

Гипоксия головного мозга при рождении:

В случае гипоксии возникает повреждение участков головного мозга, отвечающих за речь, в которых медленнее образуются межклеточные связи и нарушается деятельность центральной нервной системы.

Работу поврежденных структур берут на себя другие нервные центры, однако, поскольку они изначально не приспособлены для выполнения этих функций, развитие идет медленнее, чем обычно и не всегда полноценно.

Последствия родовой травмы:

Возникает либо непосредственное повреждение вещества мозга, это чаще происходит при грубых травмах (травматические кровоизлияния, переломы черепа); или хроническое опосредованное за счёт сдавления структур мозга костями черепа при не грубых травмах (быстрые роды, стимулирование родов, переношенность).

Здесь нужно пояснить, что череп состоит из множества костей, которые соединены между собой. Места соединений называются швами. В швах находится прослойка соединительной или хрящевой ткани, что позволяет иметь в них микроподвижность. Сами костные структуры черепа также обладают определенной пластичностью. Внутри головы к костям прикрепляются оболочки мозга, которые образуют каналы для венозной крови — синусы головного мозга. Изменения в микроподвижности, пластичности и положении структур черепа в результате травмы приводят к перенатяжению синусов и как следствие нарушению процессов ликвородинамики (ликвор несет очень важные функции поддержания работы мозга в том числе питательную и дренажную), венозного оттока, а также сказыватся на работе нервных клеток (нейронов) коры мозга, отвечающих за функцию речи.

Редкие причины задержек развития:

Наследственные заболевания и пороки развития головного мозга, эпилепсия, инфекционное поражение мозга, обменные заболевания, соматические причины (ребенок часто и тяжело болеет, алиментарный дефицит).

Возможны смешанные причины – часто травма может сочетаться с гипоксией или наоборот.

Лечение задержки речевого развития

Что делать если у ребенка задержка речевого развития?

Для того чтобы точно понять причину задержки нужен осмотр нескольких специалистов, к которым относятся невролог, врач-остеопат, логопед, детский нейропсихолог. Во многих случаях именно такой набор специалистов способен наиболее эффективно провести лечение зрр у детей.

Невролог для постановки диагноза ЗРР и при необходимости назначения дополнительных методов обследования и медикаментозного лечения. Врач-остеопат для проведения коррекции методами мануального лечения. Логопед и нейропсихолог для тренировки и помощи в формировании навыка.

Остеопатия относительно недавно вошла в перечень клинических врачебных специальностей, как высшая степень подготовки врача мануального профиля. И здесь нужно пояснить, что остеопатия для детей с задержкой речевого развития в первую очередь занимается диагностикой и лечением задержек, возникших по причинам травмы и гипоксии. Несмотря на то, что и травма, и гипоксия при рождении уже свершившийся факт, лечению подлежат длительно сохраняющиеся последствия, которые мешают работе мозга и полноценному развитию малыша. Для улучшения работы поврежденных нехваткой кислорода структур очень важен правильный кровоток и ликвородинамика, поскольку испытавшие гипоксию структуры становятся более чувствительными к дефициту кислорода и поступлению питательных веществ.

В практике при обращении с ЗРР при остеопатическом осмотре мы чаще всего наблюдаем:

  • нарушение положения анатомических структур и подвижности шейного отдела позвоночника, что отражается на кровотоке по сосудам, которые питают головной мозг, в результате чего нервные центры недополучают достаточного количества кислорода и жизненноважных веществ в полном объеме. Что может происходить в течение длительного времени;
  • сжатие и изменение пластичности области швов, костей и внутренних структур черепа.

При наличии таких изменений, речевые навыки, связанные с развитием высшей нервной деятельности, формируются с нарушениями и в течение более длительного времени. Остеопатическая коррекция зон тканевого конфликта, возникших вследствие травмы или гипоксии, позволяет в значительной мере улучшить функциональность кровеносной, ликвородинамической и нервной систем, что необходимо для нормальной работы клеток головного мозга, в том числе центра функции речи.

Также остеопатическое воздействие направлено на мышцы языка и структуры гортани, нормализация функции которых играет немаловажную роль в лечении задержки речевого развития.

В нашем центре мы проводим лечение ЗРР у детей с позиции остеопатии и детской неврологии. По сути путём мягкого и точного мануального воздействия иногда подкреплённого фармакологическим лечением мы даём возможность нервной системе ребенка запустить процесс и нормально работать. Нередко после приёма ребенок начинает активно стараться говорить. И здесь уже бывает нужна помощь в формировании навыка, помощь нейро-психолога и логопеда. .

Из нашей врачебной практики сочетанное лечение задержки речевого развития у детей методами остеопатии, неврологии и нейропсихологии является наиболее правильным и эффективными.

Возможно вам будет интересно:

Различные расстройства новорожденных — очень частый повод для обращения к врачу остеопату. Свежеиспеченные мамы и…

Лечение родовой травмы Родовая травма — это явное или скрытое механическое повреждение тканей и органов…

Лечение сколиоза и нарушения осанку у детей Можно говорить о правильной осанке у ребенка лишь…

Задержка речевого развития (ЗРР) – это выраженная дисфункция центральной нервной системы. Она сопровождается невозможностью своевременного развития речевых навыков. Лечение этой патологии отличается сложностью и необходимостью привлечения специалистов различного профиля – от невролога до психолога и логопеда. Показана медикаментозная терапия, которая дополняется физиотерапевтическими методами воздействия. В ряде случаев требуется помощь врача-остеопата.

Причины ЗРР по мнению остеопатов

Остеопаты воспринимают человеческий организм как единое целое, когда нарушение в работе одного органа, приводит к развитию проблем в другом. Остеопат при ЗРР у детей (или подозрении на патологию) проведет предварительное обследование черепа, головного мозга, позвоночника, сосудов. К основным причинам развития ЗРР остеопатия относит: патологии беременности из-за ее неправильного ведения; острые и вялотекущие заболевания позвонков у малыша; аномалии строения костей черепа или их повреждение при прохождении родовых путей; воспалительные заболевания ЛОР-органов; заболевания ЦНС – высокое внутричерепное давление, водянка.

Остеопат для ребенка с задержкой речевого развития подберет индивидуальную программу коррекции. Он точно определит области, которые негативно влияют на процессы дыхания, глотания, разговорной речи.

В каком возрасте можно обращаться к остеопату

Лечение ЗРР остеопатом нужно начинать как можно раньше, иначе можно упустить драгоценное время. Важно понимать, что с возрастом ЗРР лишь прогрессирует, поэтому нужно знать основные признаки, дающие основание подозревать задержку речевого развития. Остеопатия для детей с задержкой речевого развития особенно эффективна именно в раннем возрасте, когда нарушения легче всего поддаются коррекции.

Контроль эффективности лечения ЗРР у остеопата

Институт остеопатии СПбГУ и СЗГМУ им. И.И. Мечникова утверждает, что такие понятия, как остеопатия, задержка речевого развития, дизартрия связаны очень тесно. В качестве доказательства приводятся результаты недавнего исследования детей, которое проводил институт совместно с тюменским Центром развития речи.

Прогноз и средние сроки лечения при ЗРР

Прогноз напрямую зависит от причины развития патологии и своевременности начатого лечения. На вопрос, поможет ли остеопат при ЗРР и ЗПР также нельзя ответить однозначно. Если в головном мозге ребенка уже произошли необратимые изменения, не поможет ни один специалист. В этом случае можно попытаться лишь ограничить очаг поражения.

Многие родители интересуются, лечат ли остеопаты ЗРР, и сколько ждать выздоровления

Средний срок лечения составляет 2-3 недели, в зависимости от тяжести состояния. При легкой и средней степени ЗРР этого бывает достаточно для выраженного улучшения состояния. Поможет ли остеопат при ЗРР тяжелой степени, с выраженными изменениями в тканях головного мозга не знает никто. В этом случае желательно привлекать к лечению и других специалистов – невролога, психолога, логопеда. В ряде случаев удается добиться определенных улучшений достаточно быстро, иногда терапию могут продолжать на протяжении нескольких лет.

Отставание в развитии может быть вызвано огромным количеством причин. Чаще всего – органическими повреждениями, возникшими либо ещё в перинатальном периоде, либо как следствие родовой травмы, либо после неудачных падений, ушибов и т.д. Остеопатическая помощь в этих случаях просто незаменима. Ведь остеопат сначала проводит полную, тщательную диагностику всех нарушений-отклонений в работе детского организма, потом приступает к лечению. В результате мягких и безболезненных манипуляций, остеопат устраняет:

  • все зажимы и блоки в системе мышц и связок
  • повреждения костных структур
  • нарушение тока жидкостей (крови, лимфы, ликвора)

… а также осуществляет тончайшую работу над структурами головного мозга, костей черепа, мозговых оболочек, нормализует все процессы и, тем самым, «будит» спящие зоны, отвечающие за те или иные аспекты развития ребёнка.

Все эти, наработанные более чем за сотню лет, методики остеопатического лечения позволяют достичь заметного прогресса в развитии ребёночка (а в составе комплексного лечения даже у детей с тяжёлыми нарушениями).

Задержка речевого и интеллектуального развития — очень распространенная проблема у детей. Чаще всего заболевание обнаруживают при подготовке к школе. Дети с задержкой интеллектуального развития отстают от остальных сверстников, сложнее усваивают школьные знания, имеют проблемы с поведением и игровую деятельность учебной.

Задержка речевого развития — это психическое расстройство, которое связанно с задержкой в эмоциональном и интеллектуальном развитии малыша.

Если малыш в 1 год практически не говорит слов, или к 2-м годам говорит лишь отдельные слова и понять его очень трудно, многие близкие люди и даже иногда специалисты часто говорят: здесь нет ничего страшного, нужно подождать, особенно если ребенок – мальчик. И большинство родителей ждут. Конечно, у ряда детей речевое развитие лишь несколько запаздывает и к 3-4 годам уже выравнивается до возрастной нормы. Но для многих детей время ожидания оказывается упущенной возможностью для начала своевременной коррекции. Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего своевременно проконсультироваться с логопедом и детским неврологом, имеющим достаточный опыт работы именно с “речевыми” детьми. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития, способы коррекции и лечения которых существенно различаются.

Для того чтобы формирование речи происходило своевременно и правильно, необходимо согласованное функционирование ряда систем, составляющих речевой аппарат, который можно разделить на:

  • центральный (речевые зоны коры и ряд других важнейших структур головного мозга, зрительный и слуховой анализаторы);
  • периферический (трахея, гортань с голосовыми связками, язык, губы, твердое и мягкое небо).

Разнообразие речевых нарушений объясняется сложностью и многоступенчатостью речевых механизмов. Причиной нарушений в речевом развитии может послужить сбой или нарушение на любом из вышеперечисленных уровней. Это может быть обусловлено наследственно или произойти под влиянием родовой травмы, гипоксии, инфекции и т.д.

В зависимости от уровня поражения, мы можем иметь различные варианты речевых нарушений:

  • Наиболее простой и распространенный вариант, когда не грубо нарушено звукопроизношение отдельных звуков называется дислалией. При логопедических занятиях такой дефект достаточно успешно устраняется. Просто нужно “научить” мышцы языка и губ определенным комбинациям для произнесения определенного звука.
  • При нарушении иннервации периферического речевого аппарата возникает дизартрия. Это достаточно тяжелое состояние, при котором кроме нарушения произношения звуков, наблюдаются нарушения тонуса языка, могут быть нарушения тембра, громкости, ритма, мелодики и интонации голоса, слюнотечение. Дизартрия обычно сопровождает тяжелые неврологические заболевания – ДЦП, органическое поражение мозга. Однако, часто диагностируется стертая дизартрия, которую порой трудно отличить от дислалии, но исправить звукопроизношение в таком случае намного трудней и желательна совместная работа логопеда и невролога.
  • При наличии дефекта строения артикуляционного аппарата (расщелины неба и т.д.) наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи, а не отдельных, как при дислалии. Речь невнятна, монотонна. Такое состояние называется ринолалия. Требуется консультация отоларинголога (ЛОР-врача).
  • Если ребенок к 1,5 годам не говорит совсем или в 2-3 года говорит отдельные слова, хотя хорошо понимает речь взрослых, в дальнейшем его речь развивается значительно хуже, чем у сверстников, словарный запас бедный, он часто ошибается при согласовании в роде, числе, падеже, нарушено звукопроизношение, такое состояние называется моторная алалия. Связано оно с поражением определенных речевых центров головного мозга. В таких случаях, чем раньше родители начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и неврологу, тем лучше прогноз. В противном случае ребенку грозят трудности при обучении в школе, вплоть до необходимости посещения специализированной речевой школы.
  • Гораздо реже случается, что речь ребенка не развивается из-за того, что он не может понимать обращенную к нему речь. То есть он ее слышит, но не может понять смысл, как иностранный язык. Такое состояние называется сенсорная алалия и возникает тоже при поражении определенных речевых центров головного мозга. Дети могут повторять слова за взрослыми, даже заучивать стишки и предложения, но зачастую не понимая смысл того, что говорят. Поставить правильный диагноз бывает сложно, так как порой сохраняется понимание на бытовом уровне, но это состояние нужно отличать от умственной отсталости, снижения слуха и пр. Такие дети должны обязательно наблюдаться у невролога, заниматься с логопедом-дефектологом, быть проконсультированы сурдологом (для исключения нарушений слуха) и детским психиатром.
  • Все вышеперечисленные примеры касаются детей, у которых с самого начала речь стала развиваться не правильно. Если же до определенного возраста речь развивалась удовлетворительно, а после перенесенного заболевания или травмы возникли нарушения, такое состояние называется афазией. У детей это встречается редко.
  • В детском возрасте встречается элективный мутизм. Это немота, возникшая у ребенка владеющего речью как невротическое проявление. Но подобным образом могут начинаться и психиатрические заболевания.
  • Заикание

Отставание в речевом развитии может быть следствием задержки психического развития, или наоборот. Поэтому все дети, у которых речевое развитие задержано, должны быть протестированы на предмет интеллектуального развития. Это очень важно для решения вопроса о методах коррекции и выборе лечения.

Нельзя забывать, что речь формируется как подражание услышанному. Очень часто родители не догадываются, что ребенок плохо слышит.

Диагностика

Что же необходимо делать в первую очередь, если малыш не начинает говорить в соответствии со своим возрастом?

  • Понаблюдать за ребенком и обратить внимание, на его поведение. Играет ли он так же, как его сверстники? Стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми? Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения (аутизм) или отклонения в психическом развитии.
  • Обратить внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь? Выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами?
  • Провести обследование ребенка, включающее консультацию невролога (логоневролога), психолога и логопеда.
  • Выяснить, достаточно ли хороший у ребенка слух. Иногда факт, что ребенок не слышит или слышит недостаточно хорошо, является громом среди ясного неба. А без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.
  • При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

logoped1.jpg

Лечение

При лечении задержек речевого развития используются различные ноотропные препараты (кортексин, энцефабол, ноотропил и т.д.). Это те препараты, которые положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, и основным проявлением их действия является улучшение процессов обучения и памяти. Конкретный препарат для лечения вашего ребенка порекомендует врач-невролог. Разработан способ лечения задержек речевого развития с помощью транскраниальной микрополяризации. В основе метода лежит лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Сила тока применяется очень слабая – в 10 раз меньше чем при самой простой физиотерапевтической процедуре – электрофорезе. Однако, в случаях когда нарушение речевого развития является следствием тяжелой психиатрической патологии (аутизм, умственная отсталость), применение этого метода лечения не показано, так как при этих заболеваниях данная методика не эффективна.

Лечение задержки речевого развития должно быть комплексным. Остеопатия хорошо себя показала в лечении детей с ЗРР. Чем раньше привести ребенка к остеопату, тем меньше сеансов понадобится для лечения.

Последние новости

Похожие статьи

Популярное на сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи