Цель врача-физиотерапевта: Укрепить экстензоры локтевого сустава.
Цель врача-физиотерапевта: Улучшить физическую форму и укрепить плечи.
Цель пациента: Улучшить свою физическую форму и укрепить свои плечи.
Указания для врача-физиотерапевта: Помогите пациенту разместиться в своем кресле-коляске. Научите пациента самостоятельно толкать кресло-каталку равнинной местности.
Указания для пациента: Разместитесь в своем кресле-коляске. Тренируйтесь самостоятельно перемещаться в кресле-коляске по равнинной местности.
Прогресс и варианты
Продвинутый уровень: 1. Заезжайте на откосы. 2. Толкайте кресло-каталку с большим размахом.
С 1 июля 2016 г. вступил в действие Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах. (Приказ Минтранса России от 15.02.2016 № 24).
Передовые технологии для реабилитации спинальников в Израиле.
Когда идет речь о реабилитации после повреждения позвоночника,часто вопрос о том «где?» даже не встает потому, что вопрос «как добраться?» кажется неразрешимым. Поверьте, при современном уровне медицинского сервиса подобные вопросы давно отошли на второй план. Доверьте решение таких проблем мне: я помогу Вам и Вашим близким со всеми формальностями и отвечу на все вопросы бесплатно. Звоните!
Реабилитация – EuroDoctor.ru – 2011
Позвоночный ствол – это естественное продолжение мозга, он связывает мозг со всеми системами жизнеобеспечения организма, исправно подавая им нужные сигналы. Если же позвоночник поврежден, это означает, что мозг утратил контроль над теми органами и их системами, которые находятся ниже вышедшего из строя позвонка.
Можно ли восстановить такого больного? С этим и другими вопросами наш корреспондент обратился к профессору Амираму Кацу, нейрохирургу, директору израильского реабилитационного медицинского центра “Левинштейн”.
К видимым и осязаемым симптомам, относится, конечно же, тот факт, что человек, получивший травму спины, лишен возможности ходить, – объясняет профессор Амирам Кац. – А к невидимым – но еще более важным симптомам относится системное поражение внутренних органов, включая кровеносные сосуды, почки, печень, легкие, мочеполовую систему… Страдает практически каждый орган и каждая система органов… Современной медицине известны десятки осложнений, которыми чревата травма позвоночника. Но только когда порядка 60 лет назад – во время Второй мировой войны – английские врачи впервые осознали, что умирают их пациенты не от собственно травмы или ранения в позвоночник, а от вызванных травмой системных сбоев и осложнений, – таких больных начали лечить и восстанавливать грамотно. Ведь если предотвратить то или иное осложнение – больной (для начала) останется в живых. А если не допустить двух-трех системных сбоев – пойдет на поправку.
В специализированном отделении восстановления больных после травм спины и позвоночника, которым (параллельно со всем медицинским центром “Левинштейн”) руководит профессор Амирам Кац – 50 койко-мест. При этом 90% больных, которые в нем лежат, перенесли травму либо заболевание позвоночника. Дорожно-транспортные происшествия, террористические акты, военные действия, опухоли (доброкачественные и раковые) – таков далеко не полный спектр причин, приведших пациентов в это отделение.
Природа заболеваний третьей части наших пациентов – это перенесенная ими травма, – говорит профессор Кац. – Примерно в 30-40% случаев причиной получения травмы становятся ДТП, 30% – падения с большой высоты (несчастные случаи и производственные аварии). Незначительный процент – результат попыток самоубийства… И уж совсем низок процент тех, кто получил огнестрельные ранения в позвоночный столб или удары ножом. Что же касается больных с повреждениями позвоночника, не связанными с травмами, то примерно в 40% речь идет о дегенеративных изменениях – стенозе позвоночного канала либо о выпадении диска. Еще 20% наших больных страдают опухолями. Часть больных поступает к нам со спортивными травмами.
Статистика, приведенная профессором, – сугубо израильская. В других странах, например, Англии гораздо более высок процент спортивных травм спины и позвоночника, в США такие травмы чаще становятся результатом пулевых ранений, а в Южной Африке – ножевых ран.
Как поставить на ноги такого больного?
Первая и главная сверхзадача врачей – не допустить осложнений, которые неизбежны в том случае, если человек лежит неподвижно, – объясняет профессор Амирам Кац. – А они бывают самыми разными – в том числе крайне опасными. Например, поражения дыхательных органов. Или – почек и мочеиспускательных каналов. Не говоря уже о пролежнях – это катастрофа…
Медицинская статистика гласит: в самых тяжелых случаях – когда больной не чувствует практически все свое тело (ниже области поражения) и не способен пошевелить мизинцем, порядка 90% остаются на всю жизнь парализованными, зато примерно к 10 процентам – благодаря активной и крайне разумной восстановительной работе – возвращается способность двигаться.
Иными словами, врачи могут вернуть к более или менее полноценной жизни десять пациентов из каждых ста, – объясняет профессор Амирам Кац. – И хотя в момент поступления к нам такого больного, полностью утратившего ощущения и движения, мы не можем знать, как сложится его судьба и войдет ли он в 10% счастливчиков, наша задача – не допустить даже малейших осложнений и системных сбоев. Потому что, согласно результатам исследований, умирают такие больные не от полученной травмы, а от развивающихся впоследствии осложнений.
Но есть другая – гораздо более многочисленная группа больных. Двигаться они не могут, но чувствительности в конечностях не утратили. И в этой группе, согласно проведенным исследованиям, медики-реабилитологи успешно восстанавливают движения уже у 45% пациентов.
На практике это выглядит так: если больной доставлен к нам в первые две недели после травмы и он не утратил чувствительности, значит, одного из каждых двух таких пациентов мы сможем – в той или иной степени – поставить на ноги, – объясняет профессор Кац. – И даже если восстановить опорно-двигательный аппарат не удастся, чисто функциональные движения он наверняка сможет выполнять. Скажу больше: в тех случаях, когда больной, получивший травму шейного отдела позвоночника, способен на раннем этапе совершать нефункциональные движения, то есть, лежа в постели, он двигает руками и ногами, но не способен контролировать эти движения – например, самостоятельно одеться, – это уже дает надежду на восстановление после курса лечения, причем в данном случае успех составляет 75%.
Иными словами, успех восстановления полностью зависит от того, в каком состоянии больной был доставлен в реабилитационный центр – сохранилась ли у него хотя бы минимальная способность двигаться либо он полностью парализован и лишился чувствительности?
Несомненно, – подтверждает профессор Кац. – Скажу вам больше: чем раньше поступает к нам больной – тем выше его шансы на восстановление. Потому что решающим является именно самый ранний, первичный период. Критические – первые дни. Во второй месяц восстанавливать утраченные функции уже намного труднее. На третий месяц шансы на успех резко снижаются… По истечение шести месяцев с момента получения травмы шансы на восстановление функций конечностей и всего организма уже совсем незначительны. А если пациент прибыл в реабилитационный центр через год – они стремятся к нулю…
В чем заключается уникальность вашего центра? – спрашиваю я профессора Каца.
На Западе и во многих израильских государственных больницах имеются реабилитационные отделения, скажем, на 25 коек, но лежат в них, как правило, больные самого разного профиля, перенесшие самые разные травмы – начиная от травм головы и позвоночника, конечностей, кончая инсультами и т.п., – объясняет профессор Кац. – В нашем медицинском реабилитационном центре больной сразу попадает в узко специализированное отделение – например, в отделение по восстановлению пациентов с травмой позвоночника, которое я по сей день возглавляю, хотя и являюсь директором центра. Персонал данного отделения – врачи, медсестры, физиотерапевты – занимаются восстановлением больных узкого профиля – перенесших травму спины и позвоночника. На практике это означает лишь одно: в отделении с узкой специализацией персонал гораздо более квалифицированно и целенаправленно занимается своим делом, чем если бы ему приходилось заниматься реабилитацией больных самого широкого профиля.
Выздоровление неврологического больного – процесс не только довольно мучительный, но и длительный. Даже в случае восстановления нервной деятельности с больным приходится немало поработать, чтобы он заново – с нуля, подобно младенцу – научился выполнять элементарные вещи, например, самостоятельно одеваться и раздеваться, есть, пить, держать в руках те или иные предметы…
“Впервые в отдельной главе описаны курорты «безбарьерной среды» – для лечения людей с ограниченными возможностями” из аннотации к моей первой книге 2003 г .
Я переписала текст, с учетом действующих нормативных актов. В этой части изменения тотальные, вот только список санаториев практически без изменений. С 1 января 2016 г. начал действовать Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов. В соответствии с законом нельзя застраивать города и зоны отдыха, если они не будут приспособлены для беспрепятственного доступа инвалидов. Может быть что-то и изменится.
В Российской Федерации живут около 500 тыс. человек со спинальной травмой и более 10 тыс. травмированных становятся ежегодно инвалидами, а специализированные санатории (при сроке лечения 42 дня и при условии загрузки 365 дней в году) могут принять на реабилитацию 5—6 тыс. больных в год.
Первый санаторий для пациентов с поражением спинного мозга и ограниченной возможностью передвижения был открыт в 1947 г. на курорте Сергиевские Минеральные Воды, в 1948 г. открылось специализированное спинальное отделение на курорте Саки в Крыму.
С 1971 г. в санатории «Сад-город», Владивосток функционировало единственное на Дальнем Востоке отделение для лечения больных с последствиями травм и заболеваний позвоночника и спинного мозга. Санаторий «Сад-город» заброшен.
В 1974 г. в Саках в Крыму построен специализированный санаторий им. Н.Н. Бурденко на 380 мест для лечения больных с последствиями травм позвоночника и заболеваний спинного мозга. Вскоре было открыто спинальное отделение в военном санатории. Курорт Саки стал, пожалуй, единственным городом СССР, где точнее, где они могли жить. Была изменена вся инфраструктура города-курорта Саки, который и сегодня негласно называют столицей колясочников.
В 1987 г. в санатории «Лесная поляна», одном из старейших санаториев курорта Пятигорск на Кавминводах, открыто специализированное спинальное отделение, которое сегодня принимает 240 пациентов.
В 1996 г. на курорте Сергиевские Минеральные Воды в Самарской области для спинального отделения было построено отдельное здание на 240 мест.
В 2003 г. в санатории «Анапа» курорт Анапа открыто отделение для спинальных больных на 80 мест.
В 2008 г. открыто спинальное отделение на 60 мест в Центре реабилитации ФСС «Тараскуль» в Тюменской области, которое по отзывам пациентов с особыми потребностями является одним из лучших в России.
Кроме того, есть специальные адаптивные номера в Центре реабилитации ФСС «Кристал»(Анапа), «Жемчужина моря» (Геленджик) в Краснодарском крае, санаториях «Вятские увалы» (Кировская область), «Краснозёрский» (Новосибирская область), «Эльтон» (Волгоградская область) и др.. Всего в специализированных спинальных отделениях и в многопрофильных санаториях по оценке автора не более 1000 мест в номерах адаптированных для колясочников.
Почти все перечисленные санатории по классификации относятся к бальнеогрязевым. Грязелечение обосновано считается ведущим методом реабилитации больных с травматической болезнью спинного мозга. В настоящее время в программы реабилитации включают методы аппаратной физиотерапии и кинезитерапию с использованием современных тренажеров. Лечебные отделения и бассейны оборудованы подъемниками. Такое оборудование есть только в специализированных спинальных отделениях. Кроме того, вся инфраструктура спинальных санаториев соответствует стандартам безбарьерой среды.
По оценкам ООН, инвалиды в среднем составляют десятую часть населения планеты. Ежегодно в мире от 250 000 до 500 000 человек получают повреждение спинного мозга.(ВОЗ)
3 мая 2008 г. на международном уровне вступила в силу Конвенция ООН «О правах инвалидов ».
3 мая 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов. В России 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Абилитация – это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки, в отличие от реабилитации, которая предлагает восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.
Как и реабилитация, абилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. При этом основные направления абилитации такие же, как и реабилитации, в том числе и санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, социальная адаптация, медицинская реабилитация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт и др.
В России на 1 января 2015 г. общая численность инвалидов составила 12,924 млн человек. По официальной статистике из них 605 тыс. детей-инвалидов, однако, неофициальные оценки независимых экспертов увеличивают это число до двух миллионов. О государстве часто судят именно по его отношению к инвалидам – это своего рода зеркало социального уровня страны. В 1995 г. вступил в силу Федеральный Закон » (от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 28.11.2015) Статья 15 этого закона предусматривает создание «безбарьерной среды». [Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур]
Всего в России, по экспертным оценкам, постоянно или временно на инвалидных колясках передвигается около 100 тыс. человек. Около 500 тыс. людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ограничения возможности передвижения различной степени, около 1,5 млн детей имеют диагноз «детский церебральный паралич» (ДЦП).
Последние новости
Похожие статьи
Популярное на сайте