Волгоградская обл, Волгоград г, Колпинская ул, 3/5.

Протонная терапия – луч с надеждой на будущее

Это, прежде всего, опухоли головного мозга, основания черепа, области головы и шеи, легких, пищевода, забрюшинного пространства, полости таза, а также опухоли у детей. Определяющим фактором здесь является, прежде всего, положение опухоли относительно других жизненно-важных структур, таких как спинной мозг или важные нервных пучки. Кроме того, онкозаболевание должно находиться в такой стадии, когда лечение показано.

Лучевая терапия сегодня стала уже стандартом лечения онкологических заболеваний. Но ещё только несколько десятилетий назад лучевая терапия не могла похвастаться безупречной точностью воздействия на опухоль. За последние пару десятилетий наука в этой области сделала серьезный прорыв вперед, и сегодня традиционная лучевая терапия с высокоэнергетическим рентгеновским излучением имеет большую точность облучения. Ожидаемый эффект от применения протонной терапии – это возможность более щадящего воздействия на здоровые ткани с дальнейшим повышением клинической эффективности. Какие же преимущества есть у протонной терапии и каким пациентам она подходит, – объясняет Проф., д.м.н. Михаэль Бауманн, директор Центра протонной терапии “Universitäts ProtonenTherapie, Dresden, UPTD” при Университетской клинике Дрездена. Интервью с Проф. Бауманном

Так далеко мы, к сожалению, пока еще не продвинулись. На данном этапе преимущества использования протонной терапии по сравнению с лучевой терапией подтверждены клиническими исследованиями пока ещё только для немногих видов рака. Сейчас наша задача в Дрезденской Университетской клинике состоит в том, чтобы на основе сравнительного анализа исследовать перспективы и ограничения лучевой терапии и установить, какие виды терапии оптимальны для пациентов в долгосрочной перспективе.

В чём разница между протонной терапией, которую считают особенно щадящей, и применяемой до сих пор лучевой терапией?

Уже сегодня многие онкологические заболевания поддаются лечению лучевой терапией. Однако использование “сверхжестких” рентгеновских лучей всегда ограничивается риском сильного повреждения соседних с опухолью тканей. В частности, это относится к случаям, когда опухоль находится слишком близко от спинного мозга или в головном мозге и одновременно требует высокодозного облучения. Также зачастую мы не можем повторно облучать рецидивные опухоли, поскольку соседние здоровые ткани уже получили слишком сильную лучевую нагрузку во время первичной терапии.

Протонная лучевая терапия (ПЛТ) в настоящее время является наиболее перспективным и активно внедряющимся в широкую клиническую практику методом лучевого лечения онкологических и других тяжелых заболеваний. C помощью протонных пучков высоких энергий, получаемых на ускорителях заряженных частиц, возможно создавать дозные поля с конфигурацией, соответствующей геометрии облучаемого патологического очага, что даст возможность подавлять опухоль, не принося заметного вреда прилегающим к ней здоровым тканям.

Протонная лучевая терапия и ее перспективы

В. С. Хорошков, И. А. Воронцов
ФГУП ГНЦ РФ – Институт теоретической и экспериментальной физики, г. Москва

Протонная лучевая терапия (ПЛТ) в настоящее время является наиболее перспективным и активно внедряющимся в широкую клиническую практику методом лучевого лечения онкологических и других тяжелых заболеваний. C помощью протонных пучков высоких энергий, получаемых на ускорителях заряженных частиц, возможно создавать дозные поля с конфигурацией, соответствующей геометрии облучаемого патологического очага, что даст возможность подавлять опухоль, не принося заметного вреда прилегающим к ней здоровым тканям.

Работы по ПЛТ, начатые более 35 лет тому назад в физических центрах США, Швеции и России (Москва, Санкт-Петербург, Дубна), обладающих ускорителями заряженных частиц, полностью подтвердили перспективность этого направления лучевой терапии.

К началу 90-х годов российские и зарубежные клиницисты и физики пришли к выводу о необходимости создания центров ПЛТ при крупных онкологических клиниках с пропускной способностью порядка 1000 пациентов в год.

В настоящее время в мире функционирует уже 9 таких центров. Сооружаются и к 2005 г. будут введены в строй еще 7 центров.

ИТЭФ совместно с рядом физических институтов и крупнейших онкологических учреждений Москвы в 1999 г. было разработано технико-экономическое обоснование на создание центра ПЛТ при Московской городской онкологической больнице № 62, в котором отражен весь передовой зарубежный и российский опыт в области ПЛТ.

К сожалению, из-за отсутствия финансирования этот проект не реализуется, что неизбежно приведет к утрате завоеванных достижений России в этой социально значимой области медицины.

Что ждет сканирование карандашным пучком в будущем?

Благодаря развитию новых методов лечения рака жизнь больных с онкозаболеваниями удлиняется. Это удивительное медицинское достижение. Но оно породило новую проблему: выжившие пациенты часто страдают от последствий самого лечения. Нередко выбранный метод борьбы с заболеванием наносит организму большой вред.

Обычная радиация или терапия рентгеновскими лучами является одной из самых распространенных форм лечения рака для солидных опухолей, которая используется уже долгие десятилетия и обеспечивает эффективный контроль над многими типами опухолей. Радиация состоит из первичных фотонов и вторичных электронов, которые выделяют свою энергию вдоль всего пути луча. Уничтожая раковые клетки, традиционная лучевая терапия в некоторых случаях вызывает долгосрочные побочные эффекты. Они зависят от места расположения опухоли в теле и могут включать проблемы с сердцем и легкими, с ЖКТ, гипотиреоз, бесплодие, снижение мыслительной деятельности, а также повышенный риск возникновения вторичного рака. К счастью, в последние годы медицинское сообщество выступает за принятие более адаптированных, точных методов лечения радиацией со сниженным риском отсроченного вреда пациентам.

На передовой линии этого направления стоит протонно-лучевая терапия. Она не хуже, чем рентгеновская радиация, уничтожает раковые клетки, предотвращая их деление и рост. Но, в отличие от обычной лучевой терапии, для воздействия на опухоли использует положительно заряженные частицы – протоны. Протоны проникают в опухоль более точно, проходя пик Брэгга (точка выделения максимальной энергии) непосредственно внутри опухоли и снижая шансы того, что облучение заденет прилегающую здоровую ткань. Если стандартная радиация напоминает прожектор, то протонное облучение – это луч лазера. Но в последние годы появился еще более точный «лазерный луч» радиации: сканирование карандашным пучком (СКП).

Технология и применение

Подобно обычной протонной терапии, сканирование карандашным пучком доставляет радиацию максимально точно в опухоль. Данная технология объединяет уникальные свойства протонов с управляемой магнитами сканирующей системой, которая аккуратно и точно двигает пучок, сравнимый по толщине с острием карандаша, туда и обратно, слой за слоем «закрашивая» опухоль радиацией в трех измерениях. Энергия протонов при такой технологии доставляется в очаг рака как краска на кончике кисти. И это самое прицельное и точное облучение на сегодняшний день.

Протонная терапия традиционно использует технологию равномерного сканирования или двойного рассеивания, которая при помощи специальных устройств – компенсаторов и апертуры – формирует протонный пучок в соответствии с очертаниями опухоли и предотвращает проникновение радиации за ее пределы. СКП вместо таких устройств использует магнит, направляющий луч, который сканирует опухоль по всему объему. Это сокращает время проведения сеанса протонной терапии. А самое главное – позволяет нам формировать протонный луч точно по форме мишени и еще больше снижать воздействие радиации на близлежащие здоровые органы.

Другими словами, эта технология помогает лучам, уничтожающим рак, проникать в самые труднодоступные места сложных или имеющих неправильную форму опухолей. Хотя каждый случай рака рассматривается индивидуально, чтобы определить, какое лечение и какой курс радиации будут наилучшими, существуют некоторые типы опухолей, для которых ультраточность СКП будет особенно эффективна:

  • Опухоли мозга, расположенные у основания черепа и рядом с важными органами (например, глазными нервами) очень сложно лечить из-за близости критически важных структур и тканей. СКП может дать возможность онкологам-радиологам эффективно облучать опухоль с меньшей вероятностью воздействия на мыслительные способности, зрение и моторику.
  • СКП часто используется для лечения рака простаты, потому что предстательная железа расположена в высокочувствительном месте между мочевым пузырем и прямой кишкой. Многих мужчин, проходящих лечения рака простаты, беспокоят побочные эффекты (проблемы с ЖКТ, недержание и импотенция), риск которых довольно высок при других методах лечения. СКП позволяет избежать этих проблем, создающих мужчинам множество физических и эмоциональных страданий.
  • СКП может быть эффективным для некоторых случаев рака груди, особенно когда опухоль расположена в левой молочной железе. Исследования показали, что традиционная радиация при такой локации рака может вызывать проблемы с сердцем. Точность СКП позволяет не подвергать ненужному облучению этот важный орган, что особенно важно для молодых женщин, у которых впереди еще много лет жизни.
  • Педиатрические случаи рака требуют особо осторожного подхода при выборе метода лечения, так как дети все еще развиваются. Воздействие радиации на мозг (а это одно из часто встречающихся мест расположения опухолей у детей) создает риск задержек развития. СКП защищает критические органы, а также снижает вероятность появления вторичного рака в последующие годы.
  • Еще одно направление возможного применения СКП – рецидив рака. Для тех, кто раньше проходил облучение обычной радиацией, повторный курс лучевой терапии нередко труднопереносим или вовсе не рекомендован. Протонная терапия и особенно СКП может быть одним из вариантов лечения таких пациентов.

Что ждет сканирование карандашным пучком в будущем?

использует СКП уже в течение трех лет. На сегодня только очень небольшое количество центров протонной терапии по всей стране имеют СКП. Однако онкологические клиники постоянно внедряют новые методы, чтобы усовершенствовать лечение. Я уверен, что в ближайшие годы мы увидим широкое распространение СКП. Другие изменения, забрезжившие на горизонте, включают:

  • Обновления и улучшения программного обеспечения для планирования лечения при применении СКП. В частности, новые функции для расчета дозы, которые помогут улучшить точность доставки протонов к опухолям.
  • Возможность сочетания СКП с апертурами для того, чтобы сделать границу сканирования карандашным пучком более резкой.
  • Клинические исследования более тщательно будут изучать СКП для оценки глубины положительных эффектов этой методики. Проводя исследования в этом направлении, мы сможем лечить большее количества разных типов рака при помощи этого высокоточного инструмента.
  • Более широкое использование протонной терапии с модулированной интенсивностью (ПТМИ), применение которой необходимо при использовании СКП. ПТМИ – технология воздействия на опухоль, которая интегрирует дозу радиации от множественных пучков и координирует ее в зависимости от их комбинации.

Сканирование карандашным пучком – это один из наиболее высокотехнологичных инструментов, имеющихся в распоряжении онкологов-радиологов на сегодняшний день. Возможность лечить рак путем минимально инвазивной технологии – это шаг в правильном направлении. Наша миссия как онкологов заключается в том, чтобы улучшить жизни наших пациентов, сконцентрировав усилия на излечении болезни, а также на сохранении качества жизни. Протонная терапия и СКП дает нам возможность сделать это, и мы ожидаем, что в ближайшие годы они будут широко внедряться в практику и совершенствоваться.

Автор Генри К. Цай

Об авторе: Генри К. Цай – онколог-радиолог в Центре протонной терапии «ПроКьюр» в Сомерсет, Нью-Джерси, США. Доктор Цай закончил с отличием Гарвардский колледж, затем получил ученую степень по медицине в Гарвардской медицинской школе в Бостоне, после чего продолжил работу в ординатуре по программе Гарвардской радиационной онкологии, где стал главным ординатором. Цай проходил практику в Общей больнице Массачусетса, где он получил обширные знания и практический опыт в протонной терапии.

Центр протонной терапии на базе Медицинского радиологического научного центра в Обнинске (МРНЦ), ведущее медучреждение РФ по разработке и использованию новых методов лучевой диагностики и лечения. ПЛТ опухолей головы и шеи проводится в тестовом режиме на отечественном комплексе Прометеус, разработанном в ЗАО «Протом» профессором Балакиным. Ежегодно здесь пролечивают порядка 100 человек с опухолями головного мозга и внечерепными новообразованиями головы. Оборудование и технология требуют существенных доработок.

Радиотерапевтическое лечение

Как правило, в большинстве случаев сама терапия начинается в течение 7-10 дней после симуляции в амбулаторных условиях. Лечение абсолютно безболезненно.

Стандартный курс проводится пять дней в неделю на протяжении 2-8 недель. Продолжительность варьирует в зависимости от типа и стадии опухоли. Сеанс длится всего несколько минут, хотя общая длительность пребывания в процедурной составляет 15-30 минут, что необходимо для точного позиционирования пациента и корректировки настроек оборудования.

Процедура начинается с размещения пациента аналогично положению при симуляции, что достигается совмещением лазерных меток с метками, нанесенными во время симуляции, с точностью до нескольких миллиметров и применением личных фиксирующих приспособлений.

Во многих случаях непосредственно перед каждым сеансом проводится компьютерная томография с конусным лучом для обеспечения высочайшей точности доставки дозы.

Во время большинства видов протонного лечения пациенты лежат на специальном столе, а вращающаяся часть системы ПТ (гентри) доставляет протонный пучок под углом, указанным в плане.

Существуют не только системы с гентри, в некоторых центрах применяют и фиксированный луч (сканирующий или рассеивающий), а сидящий на кресле или лежащий на кушетке пациент перемещается относительно него.

Как только параметры позиционирования и лечения проверены, онколог и технологи-радиологи выходят в контрольную комнату, расположенную рядом с процедурной, и начинается непосредственно облучение согласно схеме протонной терапии, разработанной при планировании. Пациент находится под постоянным видео- и аудиоконтролем, персонал наблюдает за ходом процесса, включая контроль параметров безопасности.

После доставки предписанной дозы компьютер отключает протонный пучок, и технологи снова входят в комнату, чтобы помочь пациенту снять маску или иммобилизирующее устройство.

Последние новости

Похожие статьи

Популярное на сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи